MENU

     Защита прав потребителей       


Вспоминая свою юридическую практику по делам о защите прав потребителей, я обратил внимание что дела одной категории как правило не приходят поодиночке. Так и было у меня по делам о защите прав потребителей. Стоило заняться одним делом, как тут же приходило другое, что, собственно, позволяло применить какие вновь приобретенные знания, а иногда и исправить какие-то упущения в предыдущем деле. Вообще-то дела о защите прав потребителей меня всегда радовали. Здесь потребитель, как правило, всегда прав, хотя и продавец (изготовитель) пускается на различные ухищрения.

Закон о защите прав потребителей (далее -Закон о ЗПП) принят еще в 1992 году. За прошедшее время в него внесено аж 24 изменения! Но если меня спросят, какое из этих изменений оказало самое существенное влияние на судебную практику, я не задумываясь скажу — изменения, внесенные в Закон о ЗПП с 7 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ .

Ну и, разумеется, существенное влияние на судебную практику оказало

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

Что же касается моей собственной практики должен заметить, что менялся не только закон, но и сами потребители, а если точнее — менялись объекты защиты права. Поначалу это были женские туфли, услуги коммунальных служб, затем мобильные телефоны, потом туристический продукт, тротуарная плитка, металопластиковые конструкции, и даже — жилой дом.

Претензия. Немаловажный вопрос — нужно ли писать претензию, начиная дело о защите прав потребителей? Нужно, но не потому, что она обязательна. В упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда в принципе указано, в каких случаях следует соблюсти обязательный досудебный порядок разрешения спора о защите прав потребителей. Можете найти соответствующий пункт Постановления, но претензию, все-таки, пишите в любом случае. Почему? Вы таким образом увеличиваете свои исковые требования, поскольку каждый день просрочки неисполнения законных требований потребителя обернется продавцу (исполнителю) пеней от 1 до 3 процентов за каждый день такой просрочки.

В моей практике был случай когда суд возвращал исковое заявление по делу о защите прав потребителя, ссылаясь на несоблюдение досудебного урегулирования спора (необоснованно возвращал, заметим между прочим), но мы не стали возражать и подали претензию. Что и принесло нам дополнительные дивиденды.

А если продавец (исполнитель) так и не выполнит требования потребителя? - спросит меня дотошный потребитель. Что же пеня так и будет начисляться бесконечно? Суд, неверное, ее ограничит? А вот представьте себе — нет!

Как указал Пленум Верховного Суда, неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, без ограничения какой-либо суммой.

Мало того, ограничение любой неустойки по делу о защите прав потребителей по основаниям ст. 333 Гражданского кодекса РФ (неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств ) суд может применить лишь в исключительных случаях.

Так что, пишите претензии, обязательно пишите. Однако, категорически не рекомендую заполнять образцы, которые предлагает сам продавец. Претензии, которые пишут различные организации, работающие в сфере защиты защиты прав потребителей, зачастую расплывчаты (иногда даже невозможно понять что же требует потребитель), не всегда учитывают изменения в Законе о защите прав потребителей, особенности дела, случается , что невозможно даже определить, с какого момента должна начисляться пеня. В таких случаях я предлагаю клиенту подать претензию заново.

Претензия на отказ в замене товара надлежащего качества

Претензия на недостатки турпродукта

Штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя. Слово «штраф» некоторое время вводило в заблуждений судей, рассматривавших дела о защите прав потребителей. Изначально такой штраф был установлен Законом в размере цены иска и взыскивался в федеральный бюджет. Если в защиту потребителя выступали общественные организации или муниципальные органы, то 50% данного штрафа перечислялось им. С 2005 года Закон изменился — штраф устанавливался в размере 50% суммы иска, и, что очень важно, упоминание о федеральном бюджете исчезло. 50% данного штрафа, в случае, если в защиту потребителя выступали общественные организации или муниципальные органы (т. е. 25% цены иска) так же должно было перечисляться этим самым органам и организациям. По смыслу данной новеллы закона лично мне было понятно — основной получатель этого штрафа сам потребитель. Если же в его защиту подала иск администрация города или общественная организация — тогда половину штрафа им. Но непонятно было судьям. Бог мой, как же это сложно было объяснить. До курьезов доходило. В одном случае судья «заслала» клиента в администрацию города, чтобы они всунули в дело свою претензию, и получили они таки даже не 25%, а все 50% цены иска. В другом случае судья даже огласила резолютивную часть о присуждении такого штрафа клиенту, но увы — из текста решения штраф исчез!(?).

К счастью, на сегодняшний день все эти казусы и сомнения в прошлом. Выяснилось, что я правильно понимал законодателя. Несказанно рад и счастлив я был, когда читал Постановление Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 г. №17. Да, так и есть, штраф этот присуждается потребителю, за исключением случаев, когда «подвизалась» администрация муниципального образования (подразделение по защите прав потребителей) или общественная организация. Тогда им половину от штрафа. А, собственно, зачем они нужны? Лучше уж потребителю самому этот штраф получить, не правда ли?

Итак, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% цены иска присуждается потребителю, если он сам подал свой иск.

А теперь попробуем подсчитать, сколько всего получит потребитель. Если он взыскивает цену, уплаченную за товар , то неустойка (пеня), пусть даже ограниченная ценой товара, даст ему еще 100% цены товара, а штраф (50% цены иска) приплюсует ещё 100% от стоимости товара. Итого, по самому минимуму — 200 % дополнительно к уплаченной за товар сумме. Что там ещё говорить за моральный вред и убытки? Они, как правило, невелики. Да и так уже потребитель вернет свои деньги, еще и дополнительно получит 200%. Добавьте сюда отсутствие пошлины и взыскание судебных расходов

Теперь понимаете, почему меня радуют такие дела? Доволен клиент, хорошо и адвокату.

Чем еще порадовало Постановление Пленума Верховного Суда РФ?

Пленум однозначно указал на туроператора как на лицо, к которому следует предъявлять иск о защите прав потребителя турпродукта. Это с одной стороны логично, так как у него и лицензия, и страховое обеспечение, но... туроператоры имеют тенденцию сбегать и пропадать, не говоря уже о привычном дефолте. Так или иначе, но до этого было по одному моему делу, что суд засудил невинного турагента, а туроператора почему -то освободил от ответственности. Но так ли безгрешен турагент? Турагент, например, может перевести деньги клиента (оставив свой процент, разумеется) туроператору, в отношении которого уже есть сомнения в его добросовестности. Или вообще никому не переводить деньги, оставив их себе. И что же его — освободить от ответственности? Вопрос...

Пожалуй, правильным будет привлекать к делу и туроператора и турагента, чтобы суд разобрался в степени ответственности каждого.

Исковое заявление о защите прав потребителя по договору об оказании услуг (турпродукт)

На коммунальные услуги, указал Пленум, распространяются отдельные положения Закона о ЗПП , такие как взыскание убытков, морального вреда, освобождение от пошлины и альтернативная подсудность по выбору истца. Это тоже порадовало, так как совпало с моими понятиями о таких спорах. Вот тому подтверждение.

Исковое заявление о защите прав потребителя, нарушенных некачественным ремонтом кровли

Действие закона о ЗПП в полном объеме должно распространятся на риэлторские услуги, а также, что очень важно, на медицинские услуги, оказываемые за счет средств социального страхования. Мало кто об этом знает, и до сих пор мало кто подает в суд на качество медицинских услуг, а ведь и суммы можно было бы взыскать приличные. Нетоптанное поле.

Еще такой существенный момент. Гражданин, продающий товар, или оказывающий услуги как предприниматель, но не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, несет ответственность по Закону о ЗПП, и не вправе ссылаться при этом на отсутствие у него свидетельства о предпринимательской деятельности.

Исковое заявление о защите прав потребителя по договору купли-продажи (мобильный телефон)

Исковое заявление о защите прав потребителя по договору на выполнение работ (балкон)

Ряд положений, закона о ЗПП, направленных исключительно к выгоде потребителя может создать иллюзию, что потребитель сам, без помощи юриста, может отстоять свои права в суде. Вспоминаю случай, когда клиентка, самостоятельно выигравшая два процесса по делам о защите прав потребителей (я консультировал ее лишь по процессуальным вопросам), не смогла добиться положительного решения в третьем процессе. Причина — неправильно написанный иск. К сожалению, написанная мною апелляционная жалоба не помогла, поскольку изначально надо было подавать другой иск. В качестве представителя деле я не участвовал (клиентка заявила, что такого рода помощь ей не нужна), поэтому что-то выправить в ходе процессе ей не удалось. Нужно было уже в апелляционной инстанции менять основания иска, но судья в принятии уточненного иска отказала. Впрочем, не утверждаю, что и у меня бы получилось. Ситуация была нестандартной, а иск был написан потребителем в духе предыдущих исков — по шаблону. Результат — никакого результата.

Это дело требует отдельного рассказа, но чтобы было понятно о чем речь — предлагаю на обозрение следующий документ.

Надзорная жалоба по делу о защите прав потребителя

 


Стоимость услуг по данной категории дел

Консультация — 200 рублей

Претензия — от 500 до 1000 рублей

Исковое заявление о защите прав потребителя— от 800 до 1500 рублей

Ведение дела по спорам о защите прав потребителя — от 8000 до 15000 рублей